Большой дворец |
Хлебный дом |
Галерея с аркой |
Малый дворец |
Оперный дом |
Первый Кавалерский корпус |
Второй Кавалерский корпус |
Третий Кавалерский корпус |
Готический мост |
Фигурный мост |
Фигурные ворота |
Павильон Миловида |
Павильон Нерастанкино |
Русалкины ворота |
Башня-руина |
Беседка Храм Цереры |
Гротесковые мосты |
Церковь |
Парк и пруды |
Декоративные элементы и символы |
История Царицыно |
|
Выдержки из книги Юрия Шамурина «Подмосковныя», выпущенной в 1914 г.
Злой рок тяготел над широко задуманной усадьбой. Дважды принимались за нее лучшие московские художники, но дворец так и остался недостроенным. Голыя кирпичные стены, окна без рам, проваленныя крыши стоят на месте дворца, «кавалерских корпусов» для свиты, «хлебнаго» и «оперного» домов. Беседки в парке были закончены, но не поддерживаются, и от некоторых остались одни ободранные стены. В Царицыне никогда не жили; теперь его полуразрушенные здания, раскиданныя, как обветренныя кости в степи, обросшия по верхушкам стен и сводам довольно большими деревьями, довершают впечатление заброшенности и загадочности: выделенныя из обычного течения русскаго искусства XVIII века, не свойственная Москве и подмосковным, остаются они свидетельством тех широких и в большинстве не осуществленных задач, которыя любил век Екатерины.
Царицыно – один из самых живописных уголков под Москвой. Покрытые лесом холмы, густой парк, громадные, тянущиеся на несколько верст пруды – все это поэтично перемешивается с развалинами дворцовых зданий, усиливает их эффект пейзажным антуражем. Здесь после темных дорожек парка охватывает ширь и свет холмистых далей, залитых солнцем, но по контрасту особенно привлекательными рисуются воображению картины Царицына в ветреную лунную ночь, в осеннюю бурю, в зимний мрак: тогда воскресают и видения баллад Жуковского и немецких романтиков – и закованные рыцари, и нежные печальные красавицы, седобородые короли, стройные пажи и злые шуты чудятся за мертвыми стенами…
|